Права потребителя при возврате товаров
Стандартно акты купли-продажи, не зафиксированные при совершении сделки, регулируются Гражданским Кодексом РФ, которым и следует руководствоваться при решении спорных вопросов. Однако в случае, если стороной сделки является физическое лицо (потребитель), нормативная база должна быть расширена с учетом закона «О защите прав потребителей» (ФЗ N 2300-1 от 07.02.1992).
В соответствие с преамбулой ЗЗПП, потребитель — это физлицо, приобретающее или заказывающее товары исключительно для собственных нужд, не связанных с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.
Возврат компьютерной техники надлежащего и ненадлежащего качества
Компьютерная техника входит в перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату в отсутствие дефектов и недостатков (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, п. 11).
Поэтому на данную категорию изделий не распространяется действие ст. 25 ФЗ N 2300-1, устанавливающей право потребителя заменить/вернуть товар, который не устроил по цвету, форме, габаритам и т.п.
Порядок возврата компьютерной техники как технически сложного товара (Постановление Правительства РФ N 924 от 10.11.2011) при обнаружении в ней неисправностей или иных недостатков предусмотрен ст. 18 того же закона о защите прав потребителя и гласит:
-
при выявлении недостатков в течение 15-ти дней со дня покупки потребитель вправе по своему выбору потребовать замены товара на такой же или аналогичный, безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения покупной цены или вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи;
-
при выявлении недостатков позднее 15-го дня — в случаях, если недостаток является существенным, его не удается устранить в течение 45 дней или ремонт длится более 30-ти дней в каждом году гарантийного срока.
Практические советы по взаимодействию с сервисными центрами
В связи со сказанным выше, обращаясь в сервисный центр, необходимо:
-
обязательно составлять акт приема-передачи техники после предварительного осмотра в вашем присутствии;
-
при получении после ремонта производить полный осмотр и отражать претензии в акте-заключении о ремонте.
Всегда требуйте выдачу на руки второго экземпляра таких документов — их наличие поможет отстоять права в суде, подтвердив срок нахождения техники в ремонте.